a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Categories:

"ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА, ЗАМЕНА СЧАСТИЮ ОНА..."

или Про то, "как космические корабли бороздят Большой театр"..
Мне не понравилась новая постановка «Евгения Онегина» в Большом театре!
10 сентября Парижская Национальная опера пригласила Большой открыть их новый сезон; канал «Культура» вёл прямую трансляцию из Гранд Опера.

Чайковский, работая над оперой, писал брату Модесту: «Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность и простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».
Пётр Ильич ошибался!
Я эту оперу - смотрела. Во все глаза. Когда не рыдала... от смеха.
И была там белокурая Татьяна, краси-и-ивая, похожая на Ким Бессинджер в фильме «Знакомство вслепую», правда, всё первое отделение милая Татьяна ходила, сутулясь, втягивая голову в плечи, садясь чуть поодаль ото всех, отыгрывая пушкинское - «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».
И был длинный, во всю сцену, стол, за которым, собственно, и происходило действие: ведь режиссёр-постановщик перенёс действие романа на конец 19-го – начало 20-го века, в чеховскую пьесу, неважно в какую, в любую, главное, чтоб на стене висело ружьё...

    
И когда он, в мешковатом коричневом костюме, с домоуправской папкой под мышкой (он оттуда доставал стихи), бегает за Ольгой - "Я люблю вас...". И когда он, схватив ружьё (тут все дружно вспомним Чехова АнтонПалыча - «если в первом акте висит ружьё на стене, во втором оно должно обязательно выстрелить») стреляет прямо в доме в потолок, вызывая коварного Онегина на дуэль.
И особенно жалко его, когда он, словно ухарь купец, в тулупчике нараспашку и шапке-ушанке (тут все дружно вспомним Арнольда Шварценеггера в фильме «Красная жара» и других «русских» в таких шапках в зарубежных фильмах).
Так вот, сидит он в таком прикиде печально на табуреточке на авансцене и поёт «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?», а бездушная Ольга при этом, как ни в чём ни бывало, ищет потерянную серёжку и только рукой на него машет...

А ружьё ещё потом один раз выстрелит, нечаянно, в руках Онегина, когда они с Ленским будут перебрасывать его из рук в руки – и несчастный Ленский упадёт замертво – прямо на стол... Стол в этой опере - вообще одно из главных действующих лиц, разве что не поёт только...
Например,Татьяна в сцене письма к Онегину, опрокинув все стулья, кроме одного, на котором сидел ОН (как говорится, любовь любовью, но зачем же стулья ломать? :))
своё письмо дописывает (допевает), вскочив на стол! Чтобы потом на нём же растянуться без чувств от переполнивших её чувств-с :))

Говорят, что Чайковский в первом варианте своей оперы решил сделать счастливый конец: Татьяна с Онегиным объясняются и бросаются друг другу в объятья... Но потом Чайковский понял, что Гремин (муж Татьяны) очень достойный человек и пушкинская Татьяна просто не может изменить такому мужу!
Уж лучше бы Пётр Ильич оставил первый вариант, потому что из несчастливой концовки в нынешней постановке сделали просто водевиль, фарс, лубок (нужное – подчеркнуть).
Татьяна, с трудом отцепившись от прилипчивого Онегина, уходит под руку с мужем;
Онегин забегает перед ними, выхватывает пистолет, целится в Гремина;
потом приставляет дуло себе в живот, потом падает на колени - «о, жалкий жребий мой...».
Это только несколько самых «ярких», так сказать, моментов.
Наверное, опера, как любая классика, тоже должна меняться, наверное, это прорыв, просто я не доросла до этого, как не доросли до Незнайкиной музыки обитатели Цветочного города... Или я просто привыкла к классической постановке.
Зрители Гранд Опера аплодировали. Правильно делали. Чайковский сочинил потрясающую музыку, артисты великолепно исполнили свои арии.
А может, они аплодировали ещё и загадочной русской душе, которая мечется, ищет чего-то, забыв про «от добра добра не ищут»...
Subscribe

  • Есть у вас веские аргументы?

    " -Какие у вас аргументы? - Да вот кирпич..." Это я к чему? А это я к тому, что учёные Великобритании только что доказали, что у переболевших…

  • Утки, сено...

    Белый гипсовый Илья Ефимович, похожий на подсохшего Дон-Кихота или подросшего Пьеро с мольбертом в руках, встречает посетителей 'Репинских пенат' на…

  • Редкостная тягомотина

    Открытие Олимпиады (то, что посмотрела) - редкостная тягомотина. Какой-то нудный японский минимализм с разноцветной подсветкой, которой уже никого не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments