a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

"ДА СКУКА, ВОТ БЕДА, МОЙ ДРУГ..."

Роман «Отцы и дети» я прочитала за одну ночь, в седьмом классе (когда ещё не проходили в школе). Перед этим друг моего брата (они были в 8-ом), к которому я неровно дышала, прокричал мне горделиво (гоняя мяч во дворе) - «я – нигилист, но ты вряд ли знаешь, что это такое»...
На следующий день я уже всё знала про нигилизм. И про то, как длинноволосый Базаров не признавал ничьих авторитетов, отрицал искусство,
поэзию (в первую очередь, моего любимого Пушкина!), а поколение «отцов» презирал.

Так что, когда я потом в восьмом классе перечитывала уже знакомый роман, то не зацикливалась особо на «отрицаниях», а упивалась любовной историей.
И я до сих пор считаю, что роман Тургенева «Отцы и дети» - один из самых значительных романов ... про любовь. Про любовь трагическую, до смерти. И уверена, что Базаров не случайно небрежничал на вскрытии мужичка, скончавшегося от тифа. Базарову, отвергнутому Одинцовой (которая его «не любит и не полюбит никогда») было всё равно, что жить, что не жить. А умереть – значит, ещё разок перед смертью повидать её, ведь не откажет она в последней просьбе умирающему...


Посмотрела вчера новую экранизацию «Отцов и детей», телевизионный 4-серийный фильм,
в котором Авдотья Смирнова (визави Т. Толстой в «Школе злословия») выступила режиссёром-постановщиком.

    
Когда фильм не удаётся, раздражает всё. Начинаешь цепляться к деталям.
Зачем-то сделали Одинцову рыжеволосой, а-ля Кейт Бланшет в фильмах «Елизавета -1, 2», и Катю заодно, хотя у Тургенева про цвет волос самой Одинцовой ничего не сказано, зато сказано про её сестру Катю – «темноволосая». И Базаров, и Аркадий Кирсанов едут в одинаковых (как будто только что сшитых) картузах;
в таком же картузе ходит отец Базарова (на мой взгляд, одна из самых неубедительных ролей Юрского); и сплошь новенькие чепцы у базаровской дворни глаз режут.
Зачем-то придуманы эпизоды, которых нет в книге: Базаров с Аркадием долго-долго, как заворожённые, стоят (проигрывают) около напёрсточника; вызывает чувство неловкости эпизод, когда Одинцову встречает убитая горем мать Базарова, валится ей в ноги (ангел наш приехал, спасительница!), а «ангел», пройдя в комнату, суёт потрясённой матери в руки рулончик ассигнаций: – я знаю,я знаю, я сама была... Надо думать, сама была бедна когда-то?

Скучно потому, что, прежде всего, не случилось в этом фильме НИЧЕГО. Ни конфликта поколений, хотя большинство слов – по тексту.
Ни (хотя бы) социальной заострённости, ведь в романе столько говорится про «разрушить до основания» старое, «расчистить», про «ничегонеделание», про чиновников, берущих взятки, можно было обыграть...

А главное, не случилось в фильме любви.
Того романтического и губительного чувства, которое мучило и бесило Базарова (в книге), а ведь он думал, что он-то всегда сможет такое чувство победить. А уж любовная линия Кати и Аркадия... По фильму вообще непонятно, откуда она взялась, их любовь, с какой стати Аркадий, вздыхавший по Одинцовой, только на неё и оглядывающийся (где она, куда она пошла с Базаровым?), вдруг влюбляется в такую Катю? Катя - в книжке «диковатая, молчаливая», всегда сдержанная (- «Я ведь не богатая!»), здесь, по большей части, заливисто смеется всё время...
Словом, фильм не идёт ни в какое сравнение с замечательным фильмом 1983 года, тоже телевизионным, тоже 4-серийным. С Владимиром Богиным, Владимиром Конкиным, Натальей Даниловой, Догилевой, Кузнецовым.
Надеюсь, Дуня Смирнова не заразилась нигилизмом от Базарова и не станет отрицать старых кинематографических авторитетов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments