a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Categories:

Про даму на скамейке...

Заканчиваю тему про Левитана и Плёс, начало было Тут

     

Сначала Левитан со спутниками открыли Плёс в 1888 году своим собратьям-художникам,
а потом Плёс полюбился не только богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.
А в 2010 году в Плёсе на набережной появилась скульптура "Дачница".
"Дама на набережной" не стала собирательным образом всех дачниц, когда-либо здесь обитавших.
Ей сразу стали искать прототип.
         
А поскольку Софья Петровна Кувшинникова – самая известная из всех приезжавших сюда женщин,
то легкомысленные путеводители (а особенно интернет-"знания") быстренько сделали прототипом именно её.



Но между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой мало сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже чуть за 40, чего не скажешь о даме на скамейке,
во-вторых, в сидящей совсем не чувствуется её мощный характер.
Как он чувствуется, например, на портрете Кувшинниковой в ярких красках от А.С. Степанова – см. пост И жизнь, и слёзы



Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Это Анна Александровна Грошева.
Молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой, предприимчивый, торговля шла хорошо, и достаток в доме тоже был хороший.
Но полновластной хозяйкой в доме была мать мужа – свекровь...

Словом, чистой воды "Гроза" Островского, хоть и прошло 30 лет с тех пор,
когда Катерина – в Волгу - Лучше не жить, чем жить так! .
Но Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла. На пароходе.
Она сбежала и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное, от ненавистной свекрови.
Решающую роль в этом побеге сыграло знакомство с Софьей Петровной и Левитаном.

Слово Софье Петровне.
"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.

Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.
Здесь подметил он и мотив «Золотого Плёса», который потом каждое утро стал писать,
пополняя запас впечатлений своими наблюдениями вечером".



Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
Кто-то сообщал в городе, что пошла она по кривой дорожке,
ну, смотря что считать кривой дорожкой, наверняка, в среде староверов театр – дорожка кривее некуда...

В музее Художественного театра хранится «Женский портрет», приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.



Приписывался Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной ему манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.

А народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели", автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели – это Левитан и Софья Петровна, хоть в романе они выведены под другими фамилиями;
если очень-очень коротко - это они смутили девичий покой и она сбежала от мужа.

Опубликован был роман после смерти Левитана, посвящён Чехову.
В Сети есть. Я прочитала (опуская описания сходов староверов и не староверов).
Понятно посвящение Чехову: у прототипа Софьи Петровны – художницы Хрустальниковой очень много схожего с чеховской попрыгуньей...

Вот в этом романе и сказано, что Левитан писал портрет Анны Грошевой, даже целых два,
один - для мужа, за него денег не взял, чтоб второй написать- себе.
Вот поэтому "Женский портрет" связали с Анной Александровной - роман перенесли в жизнь.
В романе Полилова есть сохранившийся свадебный снимок Грошевых:
на нём мало что общего между круглолицей барышней и "актрисой?" с пухлыми губками. Правда, там качество снимка никакое.

А вот сходство скульптурной "Дачницы" и "Женского портрета", на мой взгляд, есть,
я поэтому и сделала диптих из крупных фрагментов в начале поста.

Создателями "Дачницы" называют местное творческое объединение "Кредо", они участвовали и в создании "Левитана" на горе.
Наверняка, они, работая над "Дачницей", знали про историю, случившуюся в здешних краях 130 лет назад - побег жены от мужа,
по тем временам это, наверное, как "полёт на Луну" и наверняка видели картину.

Заканчиваю. А то история скульптурной "Дачницы" превращается у меня в какую-то сагу...
Женский портрет – из Сети
    Фото «Дачницы» В. Златомрежев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments