a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Category:

Всем акушеркам посвящается

Вчера был день рождения св. Девы Марии, а сегодня вспоминают её родителей, правоверных Иоакима и Анну.
Про самую главную бабушку Анну был у меня пост   Счастливая. Дождалась...

А ещё сегодня чествуют повивальных бабок, по-нашему - акушерок.
Конечно, если есть история рождения Христа, то эта история не будет полной без акушерки.
Саломея. Так звали повитуху, которая засвидетельствовала факт рождения Христа.
И которая при этом усомнилась, что дева могла родить младенца. И от этого неверия у неё отсохла рука...

       
       
Согласно двум апокрифам "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие от псевдо-Матфея" повитух было две: Гелома и Саломея.
(Апокриф - это из серии хотите верьте, хотите нет)
Иосиф Обручник просил их пойти к пещере, где была Мария, однако ни одна из повитух роды, что называется, не принимала.
Рождение Иисуса Христа произошло до их прихода.

Саломея встретила подругу (Гелому) на выходе из пещеры и услышала от неё, что младенец-мальчик уже родился и что при этом -
"засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей"
На что недоверчивая Саломея ответила – "Пока не протяну пальца своего и не проверю девства её, не поверю, что дева родила".
Получив разрешение, Саломея прикоснулась к Богородице и... тотчас "рука её иссохла".
"Горе моему неверию, - вскричала тогда Саломея, - ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне"...
После её покаянной молитвы Господь велел Саломее запеленать Христа и она исцелилась...

А образ Саломеи прочно занял своё место в изобразительном искусстве.

Вот Сцена рождения Иисуса (в нижней части – Иосиф Обручник и Саломея) из Вышебродского алтаря
(Вышебродский монастырь расположен на юге Чехии; ныне картина в Национальной галерее в Праге),
автор - неизвестный художник из Праги, работавший в 1340- 1350-х годах:





       Мозаика "Купание Христа" в Дафни, Греция, ок. 1100 года:
       



"Саломея помогает Богородице пеленать Христа", Джотто, 1266 год:


Обратила внимание, что иконы на эту тему (брала из wiki) выполнены в багровых тонах, интересно, как они смотрятся вживую...
Наверное, живописцы стремились таким образом отразить "свет сияющий так, что вынести невозможно..."

Вот Саломея и Гелома, 1405 год, фрагмент иконы Андрея Рублёва:




Саломея и Гелома. Псковская школа икон:




Саломея и рабыня, купающие младенца Иисуса, 15 век, фрагмент псковской иконы:

Все иллюстрации из свободных источников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments