a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Category:

Возможная встреча. Два поэта

Продолжение, начало - Скажи, что у тебя смешного?

Два поэта при жизни не встретились, даже после переезда Лермонтова летом 1832 года в Петербург.
Здесь могли бы оказаться в одном и том же месте, случайно где-нибудь, где Наталья Николаевна разбивала сердца.
Всё же Лермонтову всего-то 18 лет, а в Москве, будучи студентом московского университета, он балов не чуждался.

Так что об их возможной встрече можно только фантазировать в стиле -
вот если бы Лермонтов перевёл бы стрелки своего звёздного часа "скажи-ка, дядя" чуть назад, хоть бы на полгода раньше написал.
И передал бы в пушкинский журнал "Современник" своё "Бородино" не в январе 1837-го, когда Пушкин уже убит, а летом или осенью 1836-го.

Вообще, Лермонтов, конечно, уникальный юноша, его аршином общим не измерить: почти 10 (!) лет человек пишет ... в стол,
в альбомы барышень, а печатать ничего не хочет!
Просто засветиться в журнале или газете ему совсем не интересно...
Ждал, когда получится (по его меркам) действительно стоящее, не похожее ни на Байрона, ни на Пушкина,
чтоб тогда и выйти в большой поэтический мир - как равному.
             
Продолжу своё фантазийное эссе.
Итак, конец 1836-го. Пушкин жив, готовит очередной номер "Современника", видит в числе рукописей "Бородино", читает и... восхищается.
Да так, что немедленно захотел познакомиться с автором, тем более – земляком (оба москвичи).
И познакомившись, восхитился второй раз – молодостью и талантом (себя как в зеркале я вижу!) и захотел прочитать его ранние стихи,
ну, скажем, из тетради "Разные стихотворения. 1830 год" - той самой тетради, что Лермонтов завёл на отдыхе в Середникове.

Прочитал Пушкин элегию "Дробись, дробись, волна ночная", лукаво сравнил со своим "Погасло дневное светило",
а молодой поэт и не думал скрывать, под чьим влиянием написано - его, Пушкина.
Похвалил "Нищего" (и кто-то камень положил в его протянутую руку), пролистал, почти не глядя, многочисленные К*, К**, К***...
Но на одном К*** взгляд Пушкина за-дер-жал-ся:

О, полно извинять разврат!
Ужель злодеям щит порфира?
Пусть их глупцы боготворят,
Пусть им звучит другая лира;
Но ты остановись, певец,
Златой венец не твой венец.

Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду как свободой;
Высокой мыслью и душой
Ты рано одарён природой;
Ты видел зло и перед злом
Ты гордым не поник челом.

Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни:
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.

Прочитав, засмеялся – что, Лермонтов, не понравился тебе "мой Юсупов"?
Жаль, что не знал я раньше твоего стиха, а то бы показал г-ну Полевому - вот как надо свой чувствительный протест выражать!
Высоким стилем, а не гнусными пародиями про утро в кабинете вельможного князя Беззубова...

И на этом фантазия на тему встретились Пушкин и Лермонтов заканчивается.

Да, стихотворение К*** (О, полно извинять разврат!) 16-летний Лермонтов написал в ответ на пушкинское послание "К вельможе" в 1830-м,
то есть встал на сторону обличителей Пушкина, которые восприняли послание как отход Пушкина от традиций гражданской поэзии.
И не просто встал на сторону, а решил обратиться к Пушкину со страстным призывом - О, полно извинять разврат!

Строка "Изгнанье из страны родной" - это про ссылку Пушкина в Бессарабию,
кроме того в стихотворении есть отзвуки пушкинских стихов "Деревня" и "Вольность" (всё, всё у Пушкина взахлёб читал Лермонтов)
Ну а "Один, кто понял" гражданскую поэзию Пушкина - это он, Лермонтов.

Осталось сказать, что стихотворение К*** (О, полно извинять разврат!) первый раз вошло в лермонтовский сборник 1889 года.
Кто скрывается за (***) тогда не расшифровали или попросту и пытались расшифровывать.
По словам Блока "исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам".

Когда же началось детальное изучение, то большинство исследователей творчества Лермонтова по поводу "О, полно извинять разврат!"
соглашаются с догадкой в 1909 году Максима Горького (статья "История русской литературы"),
что в этом стихотворении Лермонтов обращается к Пушкину.

Так и есть, достаточно всё сопоставить: даты и страстные призывы "но ты остановись, певец, златой венец не твой венец",
да и просто вспомнить – кого Лермонтов в поэзии ставил выше всех...

Однако, это длинноватое лирическое отступление в их возможную встречу и рассказ про то,
что и юный Лермонтов тоже откликнулся на послание "К вельможе".
Пора вернуться в 1830-й, когда все ополчились на Пушкина и даже был опубликован пасквиль "Утро в кабинете знатного барина",
который особенно расстроил Пушкина.
Продолжение ТУТ
Subscribe

  • Ну что, соразмерили ценности?

    Управдом Варвара Сергеевна Плющ придумала гениальную формулу, распространяя в добровольно-принудительном порядке "билетов пачку" - А если не будут…

  • Байден и очки

    Байден подарил Путину очки-авиаторы. Наверное, такие, как у него самого на обложке Time? Путин надевает очки - а там Байден, Байден...

  • Треугольник, но не Бермудский

    В Каталонии (Испания) есть так называемый "треугольник Дали". Первая вершина треугольника - Фигерас, где Дали родился в 1904 году и где он в 1974…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments