a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Categories:

Да, я любила их, те сборища ночные, или Назад в "Подвал бродячей собаки"

Пока не ушли далеко от Остапа, которому нос трут, подойдём к "Бродячей собаке",
которая от великого комбинатора со стулом от мастера Гамбса - метрах в 20-ти, на углу того же дома по Итальянской улице, дом 4

          
            
                Воон там у стены виден товарищ Остап и трущие(ся) около него:

                

"Подвал бродячей собаки", так называлось литературно-артистическое кабаре, которое открылось 31 декабря 1911 года в Петербурге.
Вся тогдашняя столичная богема - поэты, художники, артисты отправились туда встречать Новый год.
Были – Алексей Толстой (один из основателей), Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин.
Художники: Сергей Судейкин – он расписал стены подвала диковинными яркими цветами и птицами,
Мстислав Добужинский нарисовал герб – собака лапой опирается на античную маску:

                




Были танцовщицы Тамара Карсавина и Ольга Глебова-Судейкина, режиссёры Мейерхольд и Евреинов и ещё много-много кто был тут в ту ночь, а потом и последующие ночи.
Как встретишь Новый год, так его и проведёшь...
А встретили тот 1912 год, надо полагать, так хорошо, что потом целых 3 года столичной богеме было где потусоваться по ночам.
Ну, правда, не спать же ложиться, утром ведь не пахать и не к станку...
Собирались за полночь, расходились под утро.

"Благодаря "Собаке" мы стали совсем ночными", - вспоминал поэт Владимир Пяст
И все остальные про "Бродячую собаку" оставили в своих мемуарах ностальгически-тёплые воспоминания.

Ещё любопытно, что в "Бродячей собаке" была "Свиная книга" - большая книга в толстом кожаном (свином) переплёте, которая лежала на тумбе при входе
и к которой Борис Пронин (отец-основатель этого арт-кабаре; актёр, театральный деятель) подталкивал своих гостей -
чтоб они записали или зарисовали что-то своё недавно сочинённое или что-нибудь - экспромтом.



Ахматова написала два противоречивых (вроде как и "невесело вместе нам", но в то же время "любила эти сборища") стиха, посвящённых "Бродячей собаке"

"Все мы бражники здесь, блудницы, как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы томятся по облакам.
Ты куришь чёрную трубку, так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку, чтоб казаться ещё стройней..."

И позже - "Да, я любила их, те сборища ночные, на маленьком столе стаканы ледяные, над чёрным кофеем пахучий, зимний жар,
весёлость едкую литературной шутки и друга первый взгляд, беспомощный и жуткий".

Словом, был там сплошной ля мур тужур, страсть, ревность, измены. Ну и творческое начало, конечно.
А мне в стихотворении про бражников и блудниц всегда была интересна заключительная строчка: –

"А та, что сейчас танцует, непременно будет в аду".    Что же это за танец был, если за него – прямо в ад?

Это Ахматова про Тамару Карсавину, её называли "королевой "Бродячей собаки"" (фото из своб. доступа):

          

Закрыли кафе в марте 1915 года. Со скандалом.
Сначала 11 февраля 1915 года (уже война больше полугода) 21-летний Маяковский бросил со сцены оскорбительное "Вам" -

"Вам, проживающим за оргией оргию,
Имеющим ванную и тёплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
Вычитывать из столбцов газет?..."

Закончив выступление, Маяковский спокойно стоял на сцене и курил сигару под гневные крики зрителей.

          
          фото из своб. доступа

Зрители – это которые платили за вход и за буфет для творческих людей; богема за вход не платила, так было заведено с самого начала.
В тот день среди зрителей было много заводчиков, предпринимателей и других "богатых буратин".
Словом, возмущение (да за свои же деньги!) вышло в город.
В марте 1915-го в подвал пожаловали городовые с проверкой.
Проверка обнаружила незаконную торговлю спиртным во время объявленного в стране сухого закона.
Плюс карточные игры, не менее незаконные. Подвал закрыли. Так закончилась эпоха "бражниц и блудниц".

В 1941-1945-х здесь было бомбоубежище.
В перестройку хлынула волна эмигрантских мемуаров, арт-кафе "Бродячая собака" было на слуху,
так что в 2001 году на волне интереса к дореволюционной России, "которую мы потеряли" и к Серебряному веку с его небожителями,
подвал был отреставрирован, расширен и вновь открыт.
                        Фото современного вида подвала - мои
Subscribe

  • Не верю

    С лёгкой руки кисловодского поэта, как встала на чеховскую стезю, так никак не сойду. Вот что нашла в примечаниях к "Чайке" (изд-во…

  • Накрапывает...

    Краповый берет... Так вчера наслушалась про краповые страсти, что и всякие глупости полезли в голову – хорошо, что Татьяна Ларина в берете даже и…

  • На солнечной полянке

    Сегодня, между прочим, по недавно подписанному указу нашего президента - 3-е воскресенье октября - День отца. Всех отцов с праздником! 1958…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Не верю

    С лёгкой руки кисловодского поэта, как встала на чеховскую стезю, так никак не сойду. Вот что нашла в примечаниях к "Чайке" (изд-во…

  • Накрапывает...

    Краповый берет... Так вчера наслушалась про краповые страсти, что и всякие глупости полезли в голову – хорошо, что Татьяна Ларина в берете даже и…

  • На солнечной полянке

    Сегодня, между прочим, по недавно подписанному указу нашего президента - 3-е воскресенье октября - День отца. Всех отцов с праздником! 1958…