a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Categories:

- Достоевский прав: звук пощёчины действительно мокрый...

Когда я писала про Пощёчину, полученную Макроном,
то уже вспоминала "Бесов" Достоевского и эпизод, когда Шатов бьёт по лицу Ставрогина.

Именно эту пощёчину имел в виду Иннокентий Анненский, когда поэт Волошин дал пощёчину поэту Гумилёву (разумеется, замешана дама).

      

Дело было в мастерской художника А. Головина на чердаке над сценой Мариинского театра.
В тот вечер в ноябре 1909 года в мастерской было много народу: для обсуждения коллективного портрета собрались сотрудники журнала "Аполлон".

Фраза Анненского - Достоевский прав: звук пощёчины действительно мокрый – прозвучала тогда в наступившей тишине громко и внятно.
Спустя годы участники происходящего не могли точно вспомнить все обстоятельства дела, но фразу эту запомнили все.
И то, что после неё обстановка разрядилась.

Нужно сказать, что в русской классической литературе пощёчин не так уж и много.
Это уже была чрезвычайная крайность. Поводом для дуэли достаточно было оскорбительных слов.

Первая (хронологически) пощёчина была у Достоевского в "Идиоте" и она не была "сухой или мокрой".
Она была подлой. Незаслуженной. Слабому - от сильного в последней степени бешенства этого сильного.
      
Когда Настасья Филипповна пришла в дом к Иволгиным и страсти накалились, Ганя замахивается на сестру Варю.
Удар пришёлся бы со всей силы ей в лицо, но "вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку.
- Да вечно, что ли, ты мне дорогу переступать будешь! - заревел Ганя, бросив руку Вари,
и освободившеюся рукой, в последней степени бешенства, со всего размаха дал князю пощёчину..."

Понятно, что там (в "Идиоте") ни о какой сатисфакции и речи быть не могло.
"- Ну, это пусть мне... а её... всё-таки не дам!.. - О, как вы будете стыдиться своего поступка!".

То есть полное непротивление злу насилием, не зря князя Мышкина Достоевский Львом Николаевичем назвал...

Спустя три года в "Бесах" - вторая пощёчина. И опять полна горница людей.
Бывший студент Шатов "размахнулся своею длинною, тяжёлою рукою и изо всей силы ударил Ставрогина по щеке...
И ударил-то по-особенному, вовсе не так, как обыкновенно принято давать пощёчины (если только можно так выразиться),
не ладонью, а всем кулаком... И не затих ещё, казалось, в комнате подлый, как бы мокрый какой-то звук от удара кулака по лицу..."

Ну, а потом тоже никакой сатисфакции не было, хотя все думали - убьёт! прямо тут и сейчас убьёт Ставрогин!
(как там всё дальше, если кто хочет освежить в памяти - к "Бесам")
Сейчас о том, о чём как раз и вспомнил Анненский - "как бы мокрый какой-то звук от удара..."

        

Есть пощёчина в "Метели" у Пушкина . Сильвио там так и нарывался, так и нарывался.
Нарвался и с чувством глубокого удовлетворения схлопотал пощёчину от графа, сказав ему на ухо какую-то плоскую грубость.
Ну а потом всю жизнь положил в ожидании момента - чтоб побольнее ответить.

Онегин-Ленский? Ну, тут всё потешно, ни рукоприкладства, ни грубости, один сплошной водевиль.
И не было бы вообще никакой дуэли, да "в дело вмешался старый дуэлист (Зарецкий); Он зол, он сплетник, он речист...
И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чём вертится мир!"

Гринёв-Швабрин. Слова, слова. "-Ты лжёшь, мерзавец... — Это тебе так не пройдёт,... -Вы мне дадите сатисфакцию..."

Печорин-Грушницкий. " - Отвратительная клевета; моё присутствие избавило бы вас от лишней подлости;
прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов... иначе вы рискуете жизнью".

Долохов - Безухов. "- Ну, теперь за здоровье красивых женщин, -сказал Долохов...- и их любовников.
- Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю".

Лаевский-фон Корен. " - Ненавижу! Давно ненавижу! Дуэль! Да!"

Ромашов-Николаев в "Поединке" у Куприна. Вот тут, да, мордобой что называется налицо.
"- Я вам в морду дам! Подлец, сволочь! — закричал Николаев высоким, лающим голосом.- Хам!
Он резко замахнулся на Ромашова кулаком и сделал грозные глаза, но ударить не решался...
Ромашов вдруг быстрым, коротким движением выплеснул в лицо Николаеву остатки пива из своего стакана.
И в то же время вместе с мгновенной тупой болью белые яркие молнии брызнули из его левого глаза..."

Базаров - Павел Кирсанов.
Базаров после вызова: "Фу-ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так на задних лапах танцуют.
А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда...
(Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.)
Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка"

Ну, это то, что я вспомнила. Из наших литераторов. Наверняка есть и ещё.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Утки, сено...

    Белый гипсовый Илья Ефимович, похожий на подсохшего Дон-Кихота или подросшего Пьеро с мольбертом в руках, встречает посетителей 'Репинских пенат' на…

  • Редкостная тягомотина

    Открытие Олимпиады (то, что посмотрела) - редкостная тягомотина. Какой-то нудный японский минимализм с разноцветной подсветкой, которой уже никого не…

  • Страшный город...

    Ехали вчера вдоль берега на такси с водителем - таджиком. Очень разговорчивый, по-русски говорит хорошо: 6 лет, говорит, живу в Санкт-Петербурге (у…

  • Пьеса про пять пудов любви

    В 'Чайке' "пять пудов любви" - так сам Чехов писал в письме сестре после оглушительного провала пьесы в Александринском театре Петербурга в октябре…

  • Взял книгу и раскрыл наугад...

    Я читала две истории про Льва Толстого, когда он "взял какую-то книгу...". Любопытно, что оба раза связаны с "Анной Карениной". Первый раз-когда он…

  • М-да..

    В главном морском соборе Кронштадта стоит рака с мощами адмирала Фёдора Ушакова. Стоит очередь из прикладывающихся (целуют) стеклянную крышку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments