a_i_z (a_i_z) wrote,
a_i_z
a_i_z

Categories:

В августе 1943-го, или История одной бомбёжки...

             
Италия под руководством Муссолини вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии в июне 1940 года,
объявив войну Великобритании и Франции, а в 1941 году - СССР и США.
Так что англо-американская авиация периодически налетала с бомбёжками на Италию.
Одна из самых нещадных бомбёжек Милана случилась 15 августа 1943 года.
             
А в Милане, в трапезной при церкви Santa Maria delle Grazie вот уже больше 5 веков обитает дух Леонардо и его "Тайная вечеря".
Поскольку "Тайная Вечеря" - это фреска на стене, то ни о какой эвакуации речи не могло быть.
Стену с фреской закладывали мешками с песком.
Бомба попала в самый центр трапезной, разнеся потолок, тоже расписанный Леонардо и учениками (до сих пор не восстановлен, просто - белый).
По счастью, "Вечеря" не пострадала, если можно так сказать:




А вот тут обратите внимание на правый нижний угол снимка, это стена трапезной напротив "Тайной Вечери":




Вот я увеличила фрагмент:



Эта фреска называется "Распятие" - Crucifixion, её создал в 1495 году Giovanni Donato Montorfano (1460-1502).
Он работал в трапезной одновременно с Леонардо.
Это именно фреска, написанная по всем правилам на влажной штукатурке.

Леонардо писал Вечерю на сухой стене – по своей методе, покрывал слоем смолы, мастики и этот метод оказался несовершенен, фреска очень быстро начала "облупляться".
И если бы бомба попала в стену с "Вечерей" и стена разлетелась бы на куски, то фреска на этих кусках просто рассыпалась бы...

Как пострадала фреска "Crucifixion" видно по снимкам.
Её тоже реставрировали и сейчас она по-прежнему в трапезной, напротив "Тайной Вечери".

Она огромная, почти во всю стену - больше "Вечери" (которая 4,6 м на 8,8м)




Вот церковь Santa Maria delle Grazie сейчас (2009 год):



Вход в трапезную. Так это было при Леонардо.



Но для нынешних посетителей этот вход закрыт.
Потому что прежде чем попасть к "Вечере", посетители (группа не больше 30 человек, сеанс 15 минут) проходят через два тесных шлюза
(два малюсеньких помещения чуть больше грузового лифта).
Так что весь прошлый год трапезная была закрыта: ни о какой социальной дистанции в этих шлюзах не может быть и речи...
С мая этого года открыли посещение - группы сделали по 15 человек, сеанс каждые 15 минут.

В самой трапезной снимать нельзя.
Это такой большой пустой зал. Раньше здесь стоял длинный стол для монахов, метров 20 в длину и метров 12 в ширину.

Вот постер, который висит в предбаннике на входе – надписями – кто здесь кто:



Фотографии после бомбёжки 1943 года тоже висят в коридоре на входе.
Фото 2009 года – В. Златомрежев
а "Crucifixion" отсканировала из книжки "Guide to the Refectory"
(Путеводитель по трапезной, изд-во Electa, доп. выпуск 2009, первый выпуск 1999;
фотографии в путеводителе Antonio Quattrone, Firenze).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чёрно-белое ретро

    А то от красного в двух предыдущих постах в глазах рябит... Взятие снежной Liberty. 1988 год, а может, 89-90, перестройка, словом.…

  • Ещё немного красного

    Вдогонку к Этому красному Д.Д.Жилинский (1927-2015), "Гимнасты СССР", (1964-1965): А.В. Лентулов (1882-1943), "Автопортрет"…

  • Немного красного

    По результатам похода в Русский музей (корпус Бенуа) этим летом сделала небольшую подборку картин. Марк Шагал (1887-1985), "Красный…

  • Призрачно всё в этом мире бушующем...

    Одна чеховская героиня больше всего на свете любила три вещи: статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд. Вот у меня сейчас тоже три непонятных…

  • Не верю

    С лёгкой руки кисловодского поэта, как встала на чеховскую стезю, так никак не сойду. Вот что нашла в примечаниях к "Чайке" (изд-во…

  • Накрапывает...

    Краповый берет... Так вчера наслушалась про краповые страсти, что и всякие глупости полезли в голову – хорошо, что Татьяна Ларина в берете даже и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments