то он почти всегда добивается того, о чём мечтает. Сам он мечтал о Нобелевской премии...
Как я хочу получить Нобелевскую премию - это слышали от Мережковского завсегдатаи воскресных литературных собраний,
которые, начиная с 1927 года, устраивали Гиппиус и Мережковский в их парижской квартире, купленной ещё в 1906 году.


Итак, после смерти Ленина молодая советская республика не развалилась.
Не случилось и новой революции, сметающей власть ненавистных большевиков.
А через полгода и Савинков, на которого прежде возлагались вялые ожидания - а вдруг? – взял да и признал
на весь мир своё поражение в борьбе против советской власти.
Вот тут было про Зависть Бунина к Ленину, а там ссылки на другие посты про Бунина.
Русский проект
Нужно было срочно доказать, что литературная эмиграция ( большая часть которой обосновалась в Париже )
не только перепечатывает старое и строчит мемуары, как прочая белая гвардия, но и кое на что способна.
Идея «русского проекта» - присуждение Нобелевской премии по литературе русскому писателю-эмигранту
принадлежит Марку Алданову, тоже писателю, тоже эмигранту, большому поклоннику Бунина и Куприна.
Об этом он первый раз заговорил ещё в 1922 году.
Его идею с воодушевлением подхватил Ромен Роллан, который стал нобелевским лауреатом в 1915 году,
а значит – мог напрямую выдвигать чью-то кандидатуру.
Таким образом, присуждение престижной премии русскому писателю-эмигранту, во-первых,
было бы приветом большевикам от европейского литературного бомонда – смотрите, кого вы потеряли, варвары...
А во-вторых, это был бы знак большого уважения и признания русской литературы в изгнании.
Мережковский
В принципе, никого особо искать и не нужно было.
Можно было воскликнуть - Есть такой номинант! – по примеру - Есть такая партия! и... победить.
Дмитрий Сергеевич ещё в России выдвигался в 1914 и 1915 году.
В 1914 году у Мережковского были все шансы на победу: от России ещё никто не получал премии;
только что у него вышло 24-томное собрание сочинений,
в Европе читали его трилогию «Христос и Антихрист», пьесу «Павел I», роман «Александр I».
Кроме того, присудив премию Мережковскому в 1914-м, нобелевский комитет мог показать,
что они не поддерживают антирусскую пропаганду, развернувшуюся в предвоенной Германии.
Но война и закрытые границы привели к тому, что в 1914 году премию вообще не присуждали.
В 1915-м Мережковский опять был выдвинут, но тут России было не до выполнения всех необходимых процедур по выдвижению.
Получил тогда как раз Ромен Роллан.
Наверное, два эти выдвижения подряд 1914−1915 способствовали тому,
чтобы Мережковский проникся до мозга костей убеждённостью – он как никто другой достоин Нобеля.
Об этом его «захотеть премии» есть и в дневниках «Устами Буниных» и у Одоевцевой «На берегах Сены».
- Бунин? Но разве можно считать Бунина серьезным конкурентом?
Он просто бытовик, бытописатель, надоедливо и скучно фотографирующий скучные мелочи существования
вперемежку с надоевшими всем давно закатами, снегопадами, дождливыми вечерами и заходами солнца.
Кому это нужно? Кому это интересно?
«Жизнь Арсеньева»? - безмерно растянутое описание молодости никчемного дворянского недоросля,
к тому же перегруженное описаниями природы...
- Ведь не совсем же идиоты судьи, не слепые же кроты они! Разве можно сравнивать меня и Бунина?!
Однако в 1923 году Ромен Роллан ( большой почитатель Горького ) выдвинул свою «тройку»,
обойдя Мережковского! - Горький-Бунин-Бальмонт,
в то время как Марк Алданов предлагал ему вариант - Бунин-Мережковский-Куприн.
А потом весь конец 1920-х годов тянулся под знаком «страсти по Нобелю».
В сентябре 1926 года Алданов пишет Бунину:
- «Думаю, что у русских писателей, то есть у Вас, у Мережковского и - увы - у Горького,
есть очень серьёзные шансы получить Нобелевскую премию.
С каждым годом шведам всё труднее бойкотировать русскую литературу.
Но это всё-таки лотерея...»
И не только лотерея, но и "везде блат", знакомства, лоббирование...
Продолжение Тут